МКОУ Юмасинская СОШ
ХМАО-Югра, Кондинский район, с. Юмас
  • Профилактика суицидальных намерений и попыток среди подростков

    Лекция для педагогов и родителей
    Профилактика суицидальных намерений и попыток среди подростков.

    Суицид- (самоубийство)- акт совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства  либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл.
             Определение. Под попыткой суицида подразумевается в меньшей степени стремление к смерти, чем вызов окружающему миру.  
              Симптоматика. Суицид рассматривается как «завершение болезненного развития»; типичным для фазы перед совершением суицидальной попытки является «предсуицидальный синдром».
              Общие черты.
     Цель: поиск решения в проблемной ситуации;
     Задача: прекращение сознания;
    Стимул: острая душевная, непримиримая боль;
    Причина: фрустрированная (неудовлетворённая)  потребность;   
    Эмоция: безнадёжность, безысходность; 
    Когнитивная характеристика: резкое сужение сознания;
    Мотивация: бегство;
    Отношение к суициду: амбивалентность (человек не хочет умирать, но и жить не может); 
    Тенденция: сообщение о своих попытках в той или иной форме; соответствие суицидальных попыток общей личностной структуре.
    Виды суицидов: 
    1.    Демонстративный:  разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой, с расчётом, что вовремя спасут. Все действия предпринимаются с целью привлечь или вернуть утраченное к себе внимание, разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей, или, наконец, чтобы наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих, или чтобы доставить ему серьёзные неприятности. Место, где совершается демонстрация, свидетельствует обычно о том, кому она адресована.
    Внимание! Демонстративные по замыслу действия вследствие неосторожности, неправильного расчета или иных случайностей могут обернуться роковыми последствиями. Более того, у подростков обнаруживается склонность к повторению суицидальных попыток и демонстраций!

    Поэтому оценка поступка как демонстрационного требует тщательного анализа  всех обстоятельств.
    2.    Аффективный: совершение суицидальной попытки на высоте аффекта, который может длиться от нескольких минут до часов и суток. Возможна и аффективная демонстрация при желании чтобы смерть «произвела впечатление».
    3.    Истинный: имеет место при постепенно вынашиваемом намерении покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по определению подростка, была эффективной, чтобы суицидным действиям  « не помешали».

                   Особенности подросткового суицидального поведения  

          Сам по себе подростковый возраст означает символическое умирание детства и переход человека на новый уровень. При этом в возрасте 14-15 лет должен «подключиться» архетип самоидентификации, сыновний архетип, который помогает человеку оторваться от символической «пуповины», связывающей его с родителями.
                 Одной из важнейших причин самоубийств у подростков считается отсутствие уверенности и самоидентификации. Большинство детей переживают этот возраст бурно, но нормально. Беспокойство должны вызвать те ребята, особенно мальчики, у которых переходный возраст проходит слишком гладко, как будто его нет, а также дети из семей, где нарушен нормальный контакт с родителями.
                 Они не знают как «выпрыгнуть» из детства, а всё, что им может предложить их обедненное сознание, - это опыт их биологического рождения, тесно переплетающийся в психике с образом смерти. Подростки пытаются спасти себя через смерть- возрождение.
                  Спусковым крючком для подросткового суицида часто становится поступок молодёжного кумира, героя книг или фильмов, близких друзей или кумиров. В этих случаях подростки пытаются «срисовать» образ «героя», который, о их представлениям, может помочь им преодолеть узловые этапы индивидуальной эволюции. Привыкнув к опеке со стороны взрослых, подростки часто рассматривают суицидальные попытки как своеобразную, но подконтрольную взрослым игру, оставаясь в глубине души уверенными, что те не разрешат им довести суицид до конца.

      Группа риска детей, склонных к суициду:
      
    1.    Отличники, так как к ним все предъявляют повышенные требования, а если они не справляются с заданным «стандартом», то начинают испытывать чувство неудовлетворения собой, способное привести к депрессивному состоянию. К тому же эти дети редко бывают  приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.
    2.    Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.
    3.    Дети, к которым  окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных   причин не могут их выполнять.
    4.    Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате (периоде полового созревания).

    Главная задача педагога в этом случае – укрепление у подростка желания жить.
                                                                                                                             
                          Характерные черты суицидальных личностей: 

    •    Настойчивые или повторные мысли о самоубийстве.
    •    Депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, жизненной активности, проблемы со сном.
    •    Может присутствовать зависимость от наркотиков или алкоголя.
    •    Чувство изоляции, отверженности, уход из семьи, лишение системы поддержки.
    •    Ощущение безнадежности и беспомощности.  В такой момент угроза суицида может быть первым сильным чувством.
    •    Неспособность общаться с другими людьми из-за чувства безысходности и мыслей о самоубийстве.
    •    Они считают, что лучше не станет «никогда». Их речь и мысли полны обобщений
    и фатальны: «жизнь ужасна», «всем все равно».
    •    Они обладают туннельным видением, т. е.неспособностью увидеть то положительное, что могло быть приемлемо для них. Они видят только один выход из сложившейся ситуации.
    •    Они амбивалентны - хотят умереть, и в то же время, некоторым образом хотят жить.

    Психологические особенности

    •    Их психологические страдания были так сильны, что, казалось,     никогда не кончатся
    •    Их потребности в безопасности, личных достижениях, доверии и дружбе полностью фрустрированы (блокированы)
    •    Они выбрали суицид как альтернативу любому другому решению проблемы.
    •    Им необходимо было таким способом прекратить страдания, которые они переживали.
    •    Они ощущали беспомощность и безнадёжность своих попыток прекратить страдания.

    •    Они видели только два пути: либо решить проблему, либо покончить с ней ценой собственной жизни. Это черно-белое мышление.
    •    Амбивалентность: они хотят жить и в то же время хотят умереть.
    •    Они дают знать (в разговорах, в поведении) о своём желании покончить жизнь самоубийством.
    •    Они хотят убежать от проблем страхов, страданий и суматохи, считая, что суицид- конечная цель. 

    Ключи к возможной попытке суицида

    Вербальные (речевые ключи)

            Непосредственные заявления типа « Я подумываю о самоубийстве», или  «Было бы лучше умереть», или  «Я не хочу больше жить».
            Косвенные высказывания, например: «Вам не придётся больше обо мне беспокоиться», или «Мне всё надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду».
             Намёк на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.

    Поведенческие ключи:
    •    Отчаяние и плач.
    •    Неоднократное обращение к теме смерти в литературе и живописи.
    •    Повторное прослушивание грустной музыки и песен.
    •    Нехватка жизненной активности.
    •     Самоизоляция.
    •    Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днём).
    •    Повышение  или потеря аппетита.
    •    Вялость и апатия.
    •    Неспособность сконцентрироваться и принимать решения.
    •    Уход от обычной социальной активности, замкнутость.
    •    Приведение в порядок своих дел.
    •    Отказ от личных вещей.
    •    Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам.
    •    Суицидальные попытки в прошлом.
    •    Чувство вины, упрёк в свой  адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.
    •    Потеря интереса к увлечениям, спорту или школе.
    •    Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.
    •    Скудные планы на будущее.
    •    Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей.


    Ситуационные ключи

    •    Любое заметное изменение  личной жизни, в любую сторону.
    •     Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников.
    •    Недавняя перемена места жительства.
    •    Семейные неурядицы.
    •     Неприятности с законом.
    •     Коммуникативные затруднения.
    •    Проблемы со школой или занятостью.
    •    Социальная изоляция.
    •    Хроническая, прогрессирующая болезнь.
    •    Нежелательная беременность.

    Действия воспитателей и педагогов

    Если подросток, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству:
    •    Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к профессионалам.
    •    Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном подростке. Будьте внимательны к предупреждающим знакам.
    •    Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например: «Конечно, твоя семья тебе поможет».
    •    Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.
    •    Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что говорит подросток.
    •    Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях  не всегда приводят к попыткам покончить счеты с жизнью. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от сознания проблемы.
    •    Постарайтесь узнать, есть ли у него план действий. Конкретный план – знак опасности.
    •     Убедите подростка в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.
    •    Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, наутро ты почувствуешь себя лучше».
    •    Покажите подростку, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства.
    •    Помогите подростку постичь, как управлять кризисной ситуацией, и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение.
    •    Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление.
    •    Помогите подростку понять, что  присутствующее чувство безопасности не будет длиться вечно.

    Для профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток целесообразно:
    Формировать «Позитивное восприятие»
    окружающего мира

    Принципиальный подход к «позитивному мышлению» заключается в переориентации восприятия окружающего мира, формировании оптимистичных тенденций в характере подростка.

    Научитесь переключать психическую энергию 
    подростка с деструктивного на конструктивное
    направление

    Найдите зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направьте  туда его внимание, время и энергию.
    Формируйте антисуицидальные факторы
    личности подростка

    Антисуицидальные факторы личности – это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений.
    К ним относятся:
    •    эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
    •    выраженное чувство долга, обязательность;
    •    концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
    •    учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и непринятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
    •    убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
    •    наличие жизненных, творческих, семейных и других планов и замыслов;
    •    психологическая гибкость, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности;
    •    наличие актуальных жизненных ценностей и целей;
    •    планирование ближайшего и  перспективного будущего.

    Для формирования суицидальных установок следует:
    1.    постоянно общаться с подростком, не оставляя его наедине со своими мыслями;
    2.    вселять уверенность в свои силы и возможности;
    3.    внушать оптимизм и надежду;
    4.    проявлять сочувствие, окружать теплом и пониманием;
    5.    осуществлять мягкий контроль за поведением подростка, анализировать его слова и действия.

    Чем больше антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов у подростка, тем сильнее его «психическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie