ШАГ 1. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2. Расширяйте знания о мире труда. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. В силу возраста подростки имеют небольшой жизненный опыт, его представления о трудовой деятельности могут быть отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать юристами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу быть начальником!» Задача родителя –расширить кругозор и представления подростка о будущей профессии. Рассказывайте о своих коллегах, знакомых, которые работают в интересующей подростка сфере. Организуйте общение с профессионалами желанной профессии. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности. Ищите информацию в интернете, профориентационных справочниках, профессиональных журналах.
ШАГ 3. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе. Нужно дать ребенку реальную возможность участвовать в различных видах деятельности, мотивируя на успех.
ШАГ 4. Предложите ребенку пройти тестирование. Сайты www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru) позволят соотнести профессиональные интересы с личностными особенностями, способностями старшеклассника. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными. Это только способ лучше узнать себя, порефлексировать о своих возможностях и ограничениях.
ШАГ 5. Обсуждайте альтернативы. Как правило, сам подросток о запасном варианте не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать менеджером?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Сергей всю жизнь мечтал стать военным, но не прошел медкомиссию. Теперь он думает, кем быть».
Выбор профессии - это, прежде всего выбор Вашего ребенка. Верьте, подросток может сделать выбор самостоятельно. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.